Виташевскай Николай Алексеевич

Виташевскай Николай Алексеевич (1857, балаҕан ыйын 8 (20), Одесса — 21.06.1918, Москуба) — этнограф, суруйааччы, народниктар хамсааһыннарын биллэр-көстөр диэйэтэлэ, политсыылынай.

Виташевскай Николай Алексеевич

Олоҕун олуктара уларыт

1857 с. Одесса куоракка нотариус дьиэ кэргэнигэр төрөөбүт, дворянин. 1875 сыллаахха Николаев куоракка реальнай училищены бүтэрбит. Одессаҕа Новороссийскай университекка үөрэммит. 1876 сыллаахха «Провинциаллар санаалара» (нууч. Мысли провинциалов) диэн хомуурунньук таһаарбыт. 1882 с. былааһы утаран Сибииргэ көскө ыытыллыбыт. Политическэй сыылынай буолан Кара диэн сиргэ хаатыргаҕа сылдьыбыт, онтон Саха уобалаһыгар көскө ыытыллыбыт. Саха сиригэр Н.А. Виташевскай от ыйын 30 күнүгэр 1883 с. кэлбит уонна 1897 с. дылы олорбут. Нуучча географиятын уопсастыбатын (ИРГО) кытта үлэлэһэн 1885-1895 сс. Саха сирин историятыгар уонна этнографиятыгар сыһыаннаах 30-тан тахса үлэни бэчээттээбитэ.

Чиничийээччи дьарыктаммыт боппуруостара киэҥ далааһыннаах этилэр. 1890 с. ИРГО Илин Сибиирдээҕи салаатын Запискаларыгар «Материалы для изучения шаманства у якутов», «Материалы для изучения якутской народной словесности» диэн үлэлэри бэчээттэппитэ. Биир сыл буолан баран статистика кэмитиэтигэр үлэлии сылдьан «Поездка по Намскому тракту» диэн ыстатыйаны суруйбута.

Саха сирин этнографиятыгар саамай элбэх үлэни Н.А. Виташевскай 1892-1896 сс. Сибиряков экспедициятын саҕана оҥорбута. 1894 с. хас да улууһу кэрийбитэ, ол иһигэр Боотурусскай, Бороҕон, Дүпсү, Нам улуустарын; антропометрияҕа чинчийиилэри оҥорбута, уобалас экономикатын уонна суутун-сокуонун туругун («юридическая программа») үөрэппитэ. Результатом деятельности Н.А. Виташевского в экспедиции стали его работы – «Способы разложения и сбора податей в 1 Якутской общине», «Основные правила распределения земли у якутов Дюпсинского улуса Якутского округа», «Якутские материалы для разработки вопросов эмбриологии права». Источниками для написания последнего исследования стали сведения, полученные от «родоначальников», личные наблюдения, архивные материалы, сообщения коллег по экспедиции (Э.К. Пекарский, В.М. Ионов, В.Ф. Трощанский). В этой работе Н.А. Виташевский рассмотрел вопросы землевладения, землепользования, обязательного права, брака и родства, системы родства, семейного права, наследственного права, уголовного права, судоустройства и судопроизводства. Учитывая научную значимость очерков о юридическом быте народов Сибири, работа Н.А. Виташевского «Якутские материалы для разработки вопросов эмбриологии права» была удостоена малой золотой медали Общества по отделению этнографии.

После Сибиряковской экспедиции исследователь приступил к обработке собранных материалов. В 1896-1897 гг. участвовал в работе Алданской экспедиции (был начальником поисковой партии). Определенным итогом поездки стала статья «Изображения на скалах по реке Олекма». Статья Н.А. Виташевского «Якутские материалы, собранные в ходе 1883-1897 гг.» «явилась итогом его работы в Сибиряковской экспедиции». В 1911 г., затем в 1918 г. опубликованы его работы «Из области первобытного психоневроза» и «Из наблюдений над якутскими шаманскими действиями», которые свидетельствовали о продолжении изучения Виташевским темы о религиозных верованиях якутов.

Выехав из Якутской области, исследователь приступил к работе в Русском географическом обществе в качестве члена-сотрудника.

Николай Алексеевич Виташевский (1857—1918) – известный российский польский этнограф. Родился в Одессе, жил в России, поэтому, по отзыву В.Л. Серошевского, «был обрусевшим поляком и считал себя русским... По-польски понимал, но не говорил»7. За участие в революционном движении в 1882 г. был сослан в Сибирь: сначала каторгу отбывал на Каре, а в ссылку на поселение был отправлен в Якутскую область, где занялся изучением преимущественно обычного права и верований якутов8. Очевидно к нему первому обратился с письмом из Иркутска Д.А. Клеменц с предложением принять участие в большой работе по исследованию этнографии якутов преимущественно силами ссыльных. 25 апреля 1891 г. ему из Хангаласского улуса Н.А. Виташевский ответил обстоятельным письмом, начинавшимся следующими словами: «Достопочтенный Дмитрий Александрович! В свою очередь считаю для себя особенно приятным сообщить Вам, что Ваше письмо явилось лучом света, пронизавшим окружающую меня тьму. Совершенно уверен, что такое же впечатление произведет оно и на моих товарищей по работе. Без сомнения, Ионов9 – далеко не единственный человек, на которого Отдел10 может рассчитывать в своих предположениях по части исследования быта якутов. И здесь я, вместе с Вами, прежде всего должен назвать Пекарского11 и Серошевского12. Почтенный труд первого из них даёт ему бесспорно право называться Якутским Литтре13, и я в своих планах на счёт будущего имею много основания рассчитывать на него. Кроме замечательных познаний по лексикологии якутского языка, он имеет большой запас наблюдений над обыденной жизнью якутов. Но в особенности Пекарский будет незаменим в предполагаемом ряде исследований, благодаря своей способности – легко и быстро разговориться и заинтересовать якутов своею беседою. Что касается Серошевского, то, как это он мне неоднократно сообщал лично, этнографические исследования его не занимают сами по себе: он художник-беллетрист и пользуется своими наблюдениями, главным образом, как материалом для творчества. Это очень жаль, п[отому] ч[то] при несомненной наблюдательности и способности набрасывать порою блестящим слогом яркие картины он мог бы многое сделать для этнографии якутов. Впрочем, я имею, кажется, основания предполагать, что он не останется в стороне от наших занятий и внесёт вклад в общую работу.

Айымньылара уларыт

  • Виташевскай Н. А. Якутские материалы для разработки эмбриологии права // Материалы по обычному праву и общественному быту якутов. Л., 1929. С. 89-220.


Сигэлэр уларыт